Классика - величина постоянная
Известный российский театральный режиссёр, а также актёр, сценарист, художник Игорь ЛАРИН этим сентябрём яркой звездой пронесся над Магнитогорском и вновь затерялся на огромных просторах России, Европы, Америки. Словом, Карлсон улетел, но обещал вернуться…
Ларина в Магнитогорске давно и хорошо знают. Его неимоверная работоспособность, обойма замечательных спектаклей, поставленных в разные годы в театре куклы и актёра «Буратино», дают все основания полагать, что наши края имеют для него определённую притягательную силу. Во всяком случае, Ларин всегда находит возможность напомнить о себе, дать знак – мол, дорогие мои, я жив, я о вас помню, скоро увидимся. И вот очередная встреча: теперь Игорь предстал перед магнитогорцами в двух ипостасях: как художник график и как автор-исполнитель одного из своих блистательных моноспектаклей.
В большом зале картинной галереи, о которой Ларин отозвался с искренним восхищением, на фоне его фантастических, удивительных, нереальных графических листов шло прекрасное действо под названием «Мой первый друг», созданное по воспоминаниям Ивана Ивановича Пущина, в память о самом любимом, бесконечно почитаемом (и чаще других читаемом с различных сцен) Александре Пушкине.
Моноспектакли Ларина – особая тема. Одни критики называют Игоря крутым авангардистом, другие – почти классиком. А он, скорее всего, просто пытливый экспериментатор. Ему чуждо всё, что становится прогнозируемым и скучным. Заимствуя известные художественные приёмы, Ларин всё-таки создаёт совершенно новое зрелище, порой даже шокируя неподготовленного зрителя. Ну, казалось бы, что можно сыграть на фоне одиноко стоящего стула, натянутого на подрамник листа бумаги с фрагментами пушкинских строк и его же рисунками на полях посреди зала, на расстоянии двух шагов от сидящей публики? Но вот выходит Артист – и всё преображается. Его Пушкин – не бронзовый памятник, каким мы привыкли воспринимать великого поэта, а шалун и хулиган, со своим детским удивлением и открытием мира, в котором живут вельможи, фрейлины, министры, профессора Царскосельского лицея и друзья-лицеисты. Всего несколько зарисовочных штрихов в исполнении этого талантливого актёра способны создать сразу несколько образов. Подняв обе руки вверх и задрав высоко голову, Ларин превращается в маленького и робкого Ивана Пущина, которого в первый раз привели в лицей. Ещё мгновение – и актёр изображает то шамкающих стариков вельмож, то чопорных дам, то самого государя-императора. Мы проследили весь жизненный путь Ивана Пущина – от лицеиста до умирающего старика, рассказавшего большую, прекрасную и горькую историю первого поэта России через свои воспоминания и пушкинские строки.
Свои спектакли Игорь старается делать максимально открытыми, не используя лишних, пусть даже и шикарных декораций. Вот и в этот раз только шляпа, колокольчик, цепь и старинная книжка. Играет актёр эмоционально, живо, словно смакуя каждый эпизод. Порой кажется, что Ларин сам влюблён в свою постановку, в своего героя и в свою профессию. Зал это понял, прочувствовал и отозвался шквалом аплодисментов: «Браво, Пушкин! Ай да Ларин!».
Игорь Ларин подружился с Пушкиным давно. Он родился в Санкт-Петербурге, недалеко от Летнего сада – можно сказать, пропитан пушкинским духом. Кстати, в созданном Игорем театре «Монплезир» судьбе и творчеству великого писателя посвящено достаточно много спектаклей: «Евгений Онегин», «Мой первый друг...», «Станционный смотритель», «Пиковая дама» и другие. Одни из них поставлены для одного актёра, другие рассчитаны на нескольких. «Создавать моноспектакли очень сложно, – признаётся Игорь. – Необходимо быть актёром, режиссёром, музыкальным оформителем и сценаристом одновременно. Я раздваиваюсь, устраиваю конфликты сам с собой. Бывает, как режиссёр замыслю одно, а как актёр сыграть это не могу: мне неудобно, неуютно. И самое главное – нет никого рядом. Все мои спектакли появляются как наброски и «вырастают» на публике. Например, «Буратино» («Буратино. Большая жизнь, сказка для взрослых по А.Н.Толстому и песням 1930-1940-х годов, посвящённая Петру Алейникову» – прим. авт.) я вынашивал год, а репетировал всего... два часа. А вот «Евгений Онегин» рождался мучительно долго. Мне кажется, он и сейчас видоизменяется. Кроме того, моноспектакли – это большая ответственность. Здесь всё зависит только от тебя. Не за что и не за кого спрятаться: на сцене нет ни партнёров, ни декораций. Но зато есть Зритель». Кстати, рассказывая на пресс-конференции перед спектаклем о времени, творчестве и цели очередного приезда в Магнитку, Игорь заметил, что каждая из его работ, будь то моноспектакль, постановка в театре для группы актёров или сценарий, «зреют» девять месяцев. Такой законченный человеческий цикл, время для вынашивания очередного «ребенка». Это проверено годами и всем, что наработано до сих пор.
Приезд в Магнитогорск – результат давних желаний, истинного интереса к городу, с которым Ларина связывают почти двадцать лет доброй творческой и человеческой дружбы. Если помните, он ставил в нашем театре «Буратино» «Лес», «Станционный смотритель», «Конёк-горбунок», «Фанфан-тюльпан», «Рататуй», «Дорога в Магнитку». Вот последний спектакль и стал в какой-то степени поводом приехать сюда, отчитаться перед магнитогорцами и обсудить возможность возобновления постановки «Дороги в Магнитку». Идея была «подкинута» советником главы города Михаилом Сафроновым. Ларин с воодушевлением воспринял её, вспоминая, как 15 лет назад все буратиновцы вместе с сотрудниками Левобережного Дворца культуры приводили в порядок сцену, ремонтировали поворотный круг, сооружали декорации. Это была коллективная работа, в которой не было главных и второстепенных, артисты сами ходили по домам Старой Магнитки, расспрашивали старожилов о фактах из жизни первопроходцев Магнитостроя, собирали утварь, одежду, вдохновлялись атмосферой первых лет большой стройки на Урале. Вполне резонно, если спектакль, собранный Лариным из стихов Бориса Ручьёва, Александра Лозневого, пропитанный духом повести Валентина Катаева «Время, вперёд!», насыщенный рассказами очевидцев, станет своеобразной визитной карточкой Магнитогорска, войдёт в обойму культурных объектов нашего особенного города.
Что касается знакомства с другими работами, в частности, с показом знаменитых ларинских моноспектаклей, то директор картинной галереи Ирина Калинкина твёрдо обещала, что в любое время готова принять автора и его постановки. Это будет своеобразный театральный абонемент на год, в расчёте на один спектакль в месяц. «А уж я найду возможность приезжать в Магнитку с таким интервалом, – пообещал Ларин. – Всегда можно «ужать» другие дела, отложить в сторону или перенести гастроли, съёмки, репетиции. Магнитогорск того стоит. Каждый мой приезд сюда – как маленькое возвращение на родину». Ну а уж наши зрители не оставят без внимания такую акцию: достаточно сказать, что недавняя встреча с Игорем Лариным собрала полный зал, хотя рекламы-то особенной и не было. Просто Магнитогорск умеет распознавать и ценить таланты и надолго сохраняет память о хороших людях и их делах.