спб.,Большая Подьяческая ул., 14

+7 (950) 222-57-71

Нарушать традиции, не разрушая классики…

Главный режиссер Ярославского ТЮЗа Игорь Ларин – о сегодняшнем дне театра, взглядах на искусство и творческих планах

Игорь Николаевич, вы много ставили в Петербурге, Москве, за рубежом… Чем вас привлек провинциальный театр?
Я всегда создавал свои театры и был генератором новых идей. Кроме того, меня часто приглашали возглавить тот или иной коллектив – это были и оперные, и драматические, и детские театры. И именно с ТЮЗами у меня лучше всего складывались отношения… Потом был длинный телевизионный период, который безумно утомил и истощил меня. На телевидении все пронизано какой-то нелюбовью, там нет тепла, нет души, меня не покидало ощущение, что для участников телепроцесса вся эта работа – какая-то халтура. Когда сменилось руководство канала «Культура», где я работал последние 7 лет, и свернулось все собственное производство, я ушел. Мне очень хотелось вернуться в театр. С Ярославлем у меня давние связи: я приезжал сюда со своими моноспектаклями, ставил с волковскими актерами антрепризу, вел переговоры с ТЮЗом о постановке, но тогда что-то не сложилось. А этой весной мне удалось поставить здесь спектакль «Станционный смотритель. Барышня-крестьянка». И как-то все получилось органично, я с удовольствием принял предложение – возглавить театр. Сердечно благодарю Департамент Культуры и директора театра Наталью Николаевну Прокину.

А санкт-петербургским «Театром на Литейном» вы продолжаете руководить?
Да. Я руководитель двух театров. Есть режиссеры, которым хочется только ставить спектакли, и им не нужна ответственность за театр. А мне она нужна. Мне очень комфортно, когда я отвечаю за большой творческий коллектив. Я не буду бороться ни с репертуаром, который сложился до меня, ни с актерами. И в одном, и в другом театре я поговорил индивидуально с каждым артистом – из этих бесед во многом родились названия в репертуаре. Я вернулся в свою родную стихию. В театре совсем другой воздух, здесь работают другие люди, с другой группой крови. У меня есть полная уверенность, что впереди – интересная творческая жизнь.

Но как вы будете все совмещать?
У меня есть помощники – режиссеры-педагоги. Пока меня нет, они будут заниматься разбором отдельных сцен, готовить актёров. Так что процесс репетиций не прекратится. Я точно знаю, чего хочу, поэтому спокоен и уверен. Это, в свою очередь, очень чувствует коллектив. В таких условиях можно в достаточно короткие сроки делать хорошие постановки.

А в чем, по-вашему, заключается роль главного режиссера?
В каждом творческом коллективе должен быть лидер, у которого есть своя программа, своя эстетическая платформа и который при этом заботится об индивидуальном развитии каждого актера в труппе, следит за спектаклями. Каждый спектакль проживает свою жизнь. Нужно наблюдать за ним, ставить на ноги, воспитывать. Каждый актер от роли к роли должен развиваться, должен играть то, что еще не играл, должен искать что-то новое. Для этого нужен человек, который постоянно работал бы с труппой, видел, как развивается, как вырастает или не вырастает каждый артист, как он обрастает штампами, как раскрываются его возможности.

Сейчас многие сокрушаются, что театр больше не будет Домом. Но, может быть, и не надо, чтобы театр был Домом? Ведь меняется время, зритель, сами артисты.
Я абсолютно убежден, что Театр-Дом – это наше отечественное достояние, наша судьба и наша планета. У нас никогда не будет театра западного типа, где все строится по принципу проектов, где актеры свободны и нанимаются на разные постановки. У нас – другая жизнь. У нас в театре люди работают не за зарплату. Если на Западе актер может получать за спектакль столько, чтобы потом спокойно в течение года искать следующий проект, то у нас такого нет.

Но ведь и нашим актерам интересно пробовать себя в новом качестве, работать с разными режиссерами, в разной эстетике.
Это абсолютно естественно. Но все-таки коллектив и атмосфера в российском театре играют особую роль. Русский человек – человек коллективный, ему надо ощущать себя частью целого организма. Тогда он чувствует себя комфортно. Западный человек – другой. Он с детства брошен в мир стоимости, отчуждения, он по-другому воспитан. У нас в театре люди живут всю жизнь, становятся одной семьей. Насколько разными

Насколько разными будут спектакли, которые вы планируете ставить в нашем ТЮЗе?
В этом сезоне на малой сцене делаем лирическую драму «Нахлебник» по Тургеневу. Параллельно с этим ставим романтическую музыкальную комедию «Фанфан-тюльпан». В планах – «Медея», очень атмосферная напряженная трагедия, которую мы поставим не помпезно и монументально, а предложим современное прочтение Еврипида. Затем начнем работу над «Словом о полку Игореве». Скорее всего, это будет мистерия. Мы хотим сделать очень живой понятный спектакль. Но он будет подрывать существующие традиции. В планах еще два детских спектакля: «Снежная королева» по Андерсену и «Конек-горбунок» по Ершову. А завершим сезон мюзиклом «Моя прекрасна леди».

В театральном мире вы слыли авангардистом и разрушителем традиций. Ощутит ли это ярославский зритель?
Мне интересно работать в разных направлениях – от авангарда до классики. Но желания переворачивать все с ног на голову и ставить только современную драматургию нет. Даже если я вношу в произведение элементы авангарда, это все равно не борьба с автором. Я не стремлюсь самовыражаться, но я всегда хочу взорвать произведение, чтобы оно зазвучало необычно, оригинально, по-новому. Я всегда хочу, чтобы зритель сказал: «Так это, оказывается, вот о чем! Надо обязательно перечитать книгу!»

ТОЛЬКО ФАКТЫ
Игорь Ларин
Актер, режиссер, художник.
Родился в Ленинграде в 1962 году.
Поставил более 60 спектаклей, в том числе в «Театре на Литейном», МХТ им. А.П.Чехова, БДТ им. Г.А.Товстоногова, Театре Музыки и поэзии под руководством Е. Камбуровой. Ставил в театрах Румынии, Финляндии, Германии, Швеции, Южной Кореи, Америки. С 2004 по 2011 годы – режиссер-постановщик телеканала «Культура».
Снимал фильмы и сериалы:  
«Кулагин и партнёры», «Час Волкова», «В поисках принца», «Русалочка» , «Огонь любви», «Маршрут милосердия», «Морские дьяволы », «Девичья охота», «Потерянный горизонт».
Преподавал актерское мастерство и режиссуру. Регулярно проводит мастер-классы в России и за рубежом.
Занимается графикой и скульптурой. Автор нескольких персональных выставок.
Лауреат всероссийских и международных театральных фестивалей, обладатель «Золотой Пушкинской медали» и Диплома Российского Фонда культуры.


Интервью Игоря Вдовенко